Музей

 

Постановлением ЦК ВКП (б) от 21 сентября 1932 г. на базе Комвузов были созданы новые партийные учебные заведения – высшие коммунистические сельскохозяйственные школы. Руководство партии приняло решение: «Поставить в качестве основной задачи Высших коммунистических сельскохозяйственных школ задачу подготовки руководящих работников машинно-тракторных станций, совхозов и колхозов по зерну, животноводству, хлопку, свекле, льну, чаю (директора МТС и их заместители, заведующие отделениями машино-тракторных станций и совхозов, заведующие колхозными животноводческими фермами и фермами в животноводческих совхозах и т.п.) и руководящих районных партийных и советских работников».

В момент выхода постановления ЦК ВКП(б) Саратовский комуниверситет готовился к празднованию своего десятилетия. Юбилейные торжества пришлось отложить и спешно заняться осмыслением нового статуса учебного заведения. На страницах газеты «Комвузовец» 14 октября 1932 г. признавалось: «Наш комуниверситет, реорганизованный в высшую партийную сельскохозяйственную школу, в условиях нашего края, главным образом, как зернового, должен в подготовке кадров сыграть колоссальнейшую роль, хотя конкретно еще не разрешено, какой профиль будет придан нашей подготовке, организационная структура еще только разрабатывается. Однако, это нас еще не обязывает заниматься паникерством…»

Согласно партийной директиве, в реорганизованных учебных заведениях создавались два отделения, готовившие руководящих работников: первое – для МТС, колхозов и совхозов с двухлетним сроком обучения,  второе – для районных партийных и советских организаций с трехлетним сроком обучения. В Нижне-Волжской коммунистической сельскохозяйственной школе функционировало еще и комсомольское отделение. Ежегодный прием составлял 300 человек.

В программу обучения наряду с традиционными социально-экономическими дисциплинами (история ВКП(б), диалектический материализм, политическая экономия, ленинизм, история Коминтерна) и общеобразовательными (физика, химия, математика, биология, экономическая география и др.) включались многочисленные предметы цикла специальных дисциплин. Среди них: селекция и семеноводство, общая агрономия (ведущие сельскохозяйственные культуры и севообороты), борьба с вредителями сельского хозяйства, механизация сельского хозяйства (трактор, сельскохозяйственные машины, орудия, автотранспорт), организация производства в совхозах, колхозах и на МТС, породы и разведение крупного рогатого скота, коневодство, почвоведение.

В НВКСХШ работали кафедры механизации, общего животноводства, общего земледелия, частного животноводства, политической экономии, ленинизма, организации хозяйства, ведущих сельскохозяйственных культур. Для закрепления учебного материала и получения практических навыков создавались специальные кабинеты и лаборатории: кабинеты кормоведения и кормодобывания, кормления, генетики и разведения, зоогигиены и профилактики, молока и молочных продуктов, частной зоотехники, овощеводства, технологии и переработки овощей, автотранспорта, сельскохозяйственных машин, тракторов, автотракторных двигателей, организации сельскохозяйственного производства, счетоводства и отчетности, почвоведения,общего земледелия, орошаемого земледелия, защиты растений и борьбы с сельскохозяйственными вредителями, селекции и семеноводства и др. Однако потребности превышали возможности. Школа не имела своего учебно-опытного хозяйства. Если знание материальной части и управление трактором обеспечивалось учебным процессом, то обучение вождению автомобиля стояло в плане перспективных задач.

Увлечение практическим опытом работы на селе, увеличение числа студентов, расширение системы подготовки кадров на различных курсах привело к тому, что стала ощущаться нехватка преподавательских кадров по социально-экономическим дисциплинам. Ректор В.В. Толкунов писал в Саратовский крайком ВКП(б) 27 февраля 1934 г. о том, что кафедры ленинизма, истории партии и организации сельскохозяйственного производства «по существу не имеют заведующих и состав преподавателей этих кафедр далеко не отвечает качеству. Наша школа остается, прежде всего, школой партийной, а преподавателей по этим предметам почти не имеет, а если имеет, то очень слабых». (ГАНИСО. Ф. 140. Оп. 1. Д. 222. Л. 1).

 Прослушав теоретические курсы, студенты проходили практику, непосредственно участвуя в кампаниях по хлебо- и мясозаготовкам, снегозадержанию, протравливанию семян, своевременной подготовке к весенней посевной компании сельскохозяйственного инвентаря и прочих. По окончании учебного курса они должны были выполнить выпускную письменную работу. Рекомендованная тематика требовала хорошего знания местных условий и четкого представления о предмете занятий (например, «Работа тракторных плугов и требования предъявляемые к ним в агрономии», «Мероприятия по воспроизводству конского поголовья и борьба за здорового коня», «Борьба с засухой в условиях Саратовского края» и др.) Закончившие обучение кадры немедленно отправлялись на практическую работу.

Общественно-политическая жизнь 1930-х годов, с одной стороны, проникнутая пафосом созидания и сопричастности к свершениям строившегося социализма, ставшим реальным свидетельством растущей мощи Советского государства, с другой стороны, отличалась ухудшением социального положения трудящихся, падением уровня жизни, усилением идеологического диктата, ожесточенными политическими репрессиями.

В сентябре 1935 г. проходила проверка партийных документов первичной парторганизации ВКСХШ. Из стоявших на учете 417 коммунистов, партийность «подтвердили» 370 чел, а 47 чел. были исключены из рядов ВКП(б). (ГАНИСО.  Ф. 138. Оп. 1. Д. 629). В их числе оказались проректор по учебной работе И.Г. Гнусин и его заместитель А.И. Мартынов.

Как «враги народа» были отстранены от работы и репрессированы руководители многих учебных заведений Саратова: Г.К. Хворостин – директор СГУ, Я.И. Рязанов – директор  сельскохозяйственного института, И.В. Лебедев ‑ директор педагогического института, В.В. Толкунов ‑ директор НВКСХШ.

 

Жертвами репрессивной машины становились и простые люди, студенты НВКСХШ:

Долин Николай Иванович,1910 года рождения, уроженец г. Сердобск Пензенской области, житель г. Саратова, студент ВКСХШ. Арестован 31.10.37 г. Саратовским УНКВД. Осужден ОС НКВД СССР 14.09.38 г. за антисоветскую агитацию к 5 годам лишения свободы. Реабилитирован 15.08.60 г. Саратовским областным судом. (Арх. уголовное дело №ОФ-18120). [14930.]

http://www.sovunion.info/

Баталов Дмитрий Михайлович, родился в 1900 г., Саратовская обл., Перелюбский р-н, с. Бейгутдиново; студент ВКСХШ г. Саратова. Проживал: г. Саратове. Арестован 15 ноября 1936 г.  Приговорен: Саратовский облсуд 28 марта 1939 г., обв.: за участие в к/р организации и а/с агитацию. Приговор: к ВМН. Определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РСФСР 04.05.1939 г. Приговор изменен. Расстрел заменен на 10 лет лишения свободы. Реабилитирован 23 декабря 1964 г. Постановлением Президиума Верховного суда РСФСР. Источник: Книга памяти Саратовской обл. — подготовительные материалы http://lists.memo.ru/

В 1937 г. на февральско-мартовском Пленуме ЦК ВКП(б) И.В. Сталин выдвинул тезис о том, что по мере роста успехов социализма в нашей стране классовая борьба будет все более обостряться.

Знамением времени стали массовые митинги в поддержку генеральной линии ЦК ВКП(б), с осуждением оппозиционеров, а затем и с требованием расправы над ними. Периодически проводившиеся партийные чистки, кампания по проверке и обмену партийных билетов ставили под общественный контроль каждого коммуниста.

Секретарь партийной организации НВКСХШ Карпов в феврале 1938 г. информировал вышестоящие партийные органы: «После разоблачения как врага народа Толкунова (бывшего ректора школы), Фабричнова (проректора по хоз. части), Дюжевой (зав. кафедрой истории народов СССР и всеобщей истории), Ловцова (зав. кафедрой политэкономии),  мы провели укрепление за счет студентов выпускников 1937 г., выдвинув на преподавательскую работу 7 товарищей, проректора по хоз. части школы, зам. проректора по учебной части, всего 9 товарищей)».(ГАНИСО. Ф. 140. Оп. 1. Д. 239. Л. 6.)

 

Новым ректором школы был назначен Пономарев Иван Яковлевич

 

Стимулируемый властью поиск «классово чуждых элементов» породил огромное число доносов. Неосторожно сказанное слово могло дать повод к обвинению в «троцкистской пропаганде» или иной антисоветской деятельности.

Доносы »

В 1930-е годы жертвами репрессий, осуществленных несудебными органами, стали 58 858 саратовцев, из них 17 471  человек расстреляны. (Очерки истории Саратовского Поволжья (1917-1941). Т. 3. Ч. 1.Саратов., 2006. С. 292).

Несмотря на сопротивление крестьянства, к концу 1930-х годов насильственная коллективизация завершилась «победой колхозного строя». В 1937 г. в стране было создано 243,7 тыс. колхозов, охвативших 93% крестьянских хозяйств и 99,1% посевной площади. На повестке дня стояли вопросы налаживания внутриколхозной жизни, рационального использования сельскохозяйственной техники и организации производства зерна и продукции животноводства.

Учитывая, что ВКСХШ выполнили возложенную на них задачу по массовой подготовке партийных кадров для сельского хозяйства, ЦК ВКП(б) 5 февраля 1939 г. принял решение о реорганизации существующих коммунистических сельскохозяйственных школ в межобластные и республиканские колхозные сельскохозяйственные техникумы с двухгодичным сроком обучения. Эти техникумы переданы в ведение Наркомзема СССР.

   

Абакумов О.Ю., канд. ист. наук, доцент