Музей

Параллельно с системой комуниверситетов – высших партийных учебных заведений – существовала сеть совпартшкол, партийных учебных заведений массового типа, предназначенных для подготовки низовых кадров партийных, советских, профсоюзных, политпросветработников для деятельности в деревне. С 1920 г. стали создаваться областные совпартшколы с годичным, губернские с шестимесячным и уездные с четырехмесячным сроком обучения.

В Саратове создание губернской совпартшколы началось в мае 1920 г. На все организационные мероприятия губернским комитетом РКП(б) было отведено чуть более недели. Школа создавалась буквально на пустом месте. Под учебный процесс и общежитие было выделено помещение на ул. Московской (в здании бывшего дворянского собрания). Руководителям необходимо было не только оборудовать учебные аудитории, но и  составить программу на трехмесячный срок обучения, подобрать лекторов, сформировать библиотеку. Новая советская литература еще была большой редкостью, поэтому несколько экземпляров первого учебника — книгу «Азбука коммунизма» студентам выдавал лично зав. губсовпартшколой Иосиф Алексеевич Иванов (1890-?) причем не для индивидуального чтения, а на комнату, для группового изучения.

В установленный губкомом день — 15 мая 1920 г. — в совпартшколе  начались занятия. В числе первых слушателей преобладали армейские политработники, направленные воинскими частями на партийную учебу. Губсовпартшкола была полувоенным учреждением. Она находилась в хозяйственном подчинении у губвоенкомата и в материальном отношении снабжалась как военная часть.

Партийные кадры новой власти были жизненно необходимы и даже трехмесячный срок обучения казался ей очень долгим. Первый выпуск был произведен досрочно: часть курсантов отправилась добровольцами на польский фронт — участвовать в революционном походе на Варшаву и Берлин, остальные были брошены на практическую работу в деревню. Второй выпуск тоже оказался досрочным: преданные власти кадры необходимы были для осуществления продразверстки. Принудительная сдача государству по установленным ценам «излишков» сельхозпродукции вызывала естественную реакцию сопротивления со стороны крестьян, для подавления крестьянского недовольства, обеспечения снабжения города и сохранения власти большевикам необходимы были энергичные, преданные идее, жесткие проводники партийного курса, которых и выращивали в губсовпартшколах.

Потребность в практических работниках была столь большой, что какое-то время в губсовпартшколе действовали даже 10-дневные курсы, на которых можно было лишь отфильтровать балласт и вооружить пропагандистскими лозунгами новых рекрутов революционной идеи.

Летом 1921 г. руководство губсовпартшколы готовилось начать новый этап обучения, определяло кадры преподавателей по курсам политэкономии, истории рабочего движения на Западе и в России, русскому языку, географии, природоведению, учению о государстве, историческому материализму. Но прибывшие кадры будущих партийных организаторов были весьма слабо подготовлены к предстоящей учебе. По признанию руководителей школы «часть товарищей абсолютно неграмотных и неразвитых была отправлена», при испытании остальных выяснилось, что «если одни прошли уездные совпартшколы, то другие не знали как называется наше государство, точно так же по классовому сознанию (в значительной степени выявленному в проверочных письменных работах на тему «Моя жизнь и работа до революции и во время ее» и при устном собеседовании чувствовалась большая разнородность». «Одни имели среднее образование (законченное и незаконченное), а другие едва умели читать и писать»,- признавал зав. школой С. Ополов. Из 159 курсантов летнего набора 1921 г. 102 имели низшее и незаконченное низшее образование, а 15 освоили грамоту, только занимаясь самообразованием.

Все помыслы курсантов и преподавателей губсовпартшколы уже связывались с мирной жизнью и строительством нового общества. Председатель губернского военного совета жаловался ответственному секретарю губкома РКП(б) И.Д. Мартынову: «Несмотря на постановление Губкома и постановление Губвоенсовета о необходимости военного обучение в Губпартшколе поставить образцово, имея ввиду выпустить не рядовых стрелков, а могущих занять младшие командные должности, выпустить инструкторов для милиционной коммунистической армии, встречаются препятствия со стороны администрации Губпартшколы, т.е. вместо установленных ежедневных 2 час. военных занятий сокращено до 1 час. Это равносильно совершенно не вести занятий, ибо военное дело не лекционное, пока выходят на плац для занятия, пока выстраиваются и проходит 1 час. и  надо возвращаться в школу».

В ноябре 1921 г. новым заведующим губсовпартшколой был назначен Николай Николаевич Гуляев (1896-?), ранее уже работавший в школе.

Партийная школа перебралась в более пригодное помещение бывшей женской гимназии (ул. Первомайская, 75). Учебный процесс наладился, хотя были существенные перебои в снабжении продовольствием. Осенью 1921 г. в связи с продовольственным кризисом курсантам выдавалось «3/4 фунта хлеба в день, рыбы около 7 фунтов в месяц, немного масла  и совсем отказано в крупе». Остро стоял вопрос и обеспечения обмундированием, обувью и бельем. Губернская власть выделила  100 пар обуви и 250 комплектов белья для обучающихся. По признаю заведующего школой «раздачей этой обуви и белья, а также раздачей на рубашки, брюки и платья мануфактуры (имевшейся на складе Губпартшколы) была частично удовлетворена общая нужда курсантов оборванных и большей частью босых». (ГАНИСО. Ф. 27. Оп. 2. Д. 663).

В декабре 1921 г курсанты были отправлены в Заволжье, где продолжали сопротивление советской власти «степные партизаны» атамана Серова. Зимой активные боевые действия обычно не велись, и курсанты участвовали в охране ссыпных пунктов, элеваторов, железнодорожных станций. По окончанию двухмесячной командировки учебный процесс был продолжен.

После создания Саратовского областного коммунистического университета губсовпартшкола и уездная совпартшкола вошли в его структуру, сохраняя свою систему обучения кадров. Такое объединение – создание комбината было признано целесообразным, способствующим целям партийно-политического просвещения. В марте 1924 г. на заседании правления СОКУ отмечалось: «Комбинат – объединение Университета с партшколами вполне жизненен. <…> партшколы много выиграли от объединения, в смысле обеспечения преподавательскими силами и т.д. Курсанты много приобретают благодаря совместной работе с студентами» (ГАНИСО. ф.27 оп.3.д. 834. Л. 19) Такая организационная структура просуществовала до середины 1927 г., когда университет и совпартшколы были вновь разделены.

Задачи социалистического строительства требовали подготовки не только пропагандистских кадров, но и руководителей сельских парторганизаций, комсомольских работников, инструкторов по работе среди женщин. С началом коллективизации резко увеличилось количество совпартшкол. К 1933 г. в СССР работали 256 совпартшкол, в которых обучались 50 тыс. человек.

С 1 января 1934 г. началась очередная реорганизация системы совпартучебы. Вместо двухгодичного установлен 8-месячный курс обучения, ориентированный на потребность региона в низовых работниках для промышленности или сельского хозяйства.


В это время широкое распространение получила система заочного обучения. Осенью 1930 г. ЦК ВКП (б) принял решение о создании Института массового заочного обучения партактива (ИМЗО). Саратовское отделение ИМЗО организовало на радио чтение лекционных циклов по вопросам марксистско-ленинской теории и другим предметам учебной программы. Институт массового заочного обучения просуществовал до 1938 г., выполнив задачу политического просвещения сельского партийного актива. Для помощи студентам-заочникам, совершенствования методической работы и обмена опыта организации политического просвещения в Саратове в 1934-1935 гг. издавался бюллетень «Заочная радиопартучеба».В те же годы начали свою работу специальные учебные заведения – курсы марксизма-ленинизма по подготовке партийных работников, главным образом для промышленности. Областные и краевые курсы марксизма-ленинизма с годичным сроком обучения были организованы на базе существовавших ранее уездных курсов или курсов райпартактива. В Саратове такие партийные курсы начали работу с августа 1937 г.

Естественно, напряженная общественно-политическая обстановка в стране влияла и на характер партийного просвещения. 5 марта 1938 г. на собрании первичной партийной организации Саратовских областных партийных курсов обсуждался вопрос о партийно-массовой работе в связи с процессом антисоветского право-троцкистского блока. Выступивший коммунист Карпов обращался к коллегам: «Я прошу товарищей, работавших в массах, высказаться, какие есть разговоры по поводу процесса. Нет ли враждебных разговоров. Если есть, то нужно им дать правильную политическую оценку. Мы должны помнить, что прошло время дискуссий, сейчас требуются методы выкорчевки. Мы не только должны следить за всеми работающими на партийных курсах. Имевшие место склоки и раздор рассредоточивали деловую обстановку, а от склок дело может дойти до антисоветских разговоров. Коммунисты должны быть зоркими и чутко прислушиваться к окружающему» (ГАНИСО. Ф. 848. Оп. 1. Д. 3. Л. 102)

Учеба партийных кадров не прекращалась и в годы Великой Отечественной войны. Условия военного времени требовали быстрой подготовки партийных и пропагандистских работников, которые приходили на смену кадрам, уходившим на фронт. Поэтому курсы носили краткосрочный характер. Саратовские курсы включали в себя четыре отделения: пропагандистское (2 группы), оргинструкторское (2 группы), партийно-советских работников (1 группа) и комсомольское (1 группа).

 

После эвакуации весной 1942 г. Ленинградского университета в Саратов, преподаватели-ленинградцы стали работать и на партийных курсах, обеспечивая высокий теоретический уровень занятий. Наряду с общеобразовательными дисциплинами (русский язык, география, история СССР), важное место в программе подготовки стали занимать дисциплины связанные с разоблачением подрывной деятельности вражеских разведок, иностранных шпионов и диверсантов.  Преподаватели много внимания уделяли работе по политическому просвещению трудящихся на предприятиях, в колхозах и совхозах. М.Юраго в соавторстве с А. Холоповой выпустили брошюру «Все для победы. Саратов и Саратовская область в дни Отечественной войны».

«С мыслью о своей родной земле, о своем доме сражается наш воин. С мыслью о делах на фронте начинает и кончает свой день советский человек в тылу. Будем равняться по знатным людям нашей области!

Будем трудиться в цехе, как работают фрезеровщица Тикунова, тысячник Романец и Лихачев!

Будем работать на полях так, как трудятся трактористки Екатерина Мотцулева, Александра Зиновьева и Рамзин!

Будем такими же самоотверженными и бесстрашными в бою, как капитан Еремин и лейтенант Осипов!

Отдадим все свои силы, а если нужно, и жизнь, за родину, как это сделал Герой Советского Союза Леонид Иванов!

Все для фронта! Все для победы!»

(Юраго М., Холопова А. Все для победы. Саратов и Саратовская область в дни Отечественной войны. Саратов, 1942. С. 78-79)

Победа в Великой Отечественной войне стала возможна благодаря массовому героизму и самоотверженному труду советских людей.

О.Ю. Абакумов, канд. ист. наук, доцент