Музей

 

 

В 1918 г. по инициативе Председателя Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов рабочих и солдатских депутатов Я.М. Свердлова началось формирование системы подготовки новых кадров для управления страной в условиях диктатуры пролетариата. Сначала при ВЦИК были организованы краткосрочные курсы агитаторов и инструкторов, преобразованные в январе 1919 г. в Школу советской работы. На ее базе, по постановлению VIII съезда РКП (б), создается Центральная школа советской и партийной работы, во второй половине 1919 г. преобразованная в Коммунистический университет имени Я.М. Свердлова.

В резолюции IX съезда РКП (б) (март – апрель 1920 г.) отмечалось, что «особое внимание должно быть обращено на дальнейшее развитие партийных школ (высшего, низшего и инструкторского типа) для подготовки в области хозяйственно-административной». Органам образования поручалось выработать учебные планы и примерные программы подготовки пролетарских управленческих кадров, «обратив усиленное внимание на распространение элементарных технических знаний и на использование для этого всех технических методов».

По словам заведующего учебной частью Свердловского университета В. Невского, В.И. Ленин внимательно ознакомился с программой работы нового вуза и отметил, что «программу нужно построить так, чтобы все преподавание носило живой, практический характер, чтобы оно было связано с практикой и отвечало запросам жизни». Руководитель Советского государства непосредственно участвовал в подготовке кадров для новой России: он прочитал две лекции о государстве (11 июля и 29 августа 1919 г.), выступил перед слушателями университета, отправлявшимися на фронт (24 октября 1919 г.).
«Люди делятся на управляемых и на специалистов по управлению, на тех, которые поднимаются над обществом и которых называют правителями, представителями государства. Этот аппарат, эта группа людей, которые управляют другими, всегда забирает в свои руки известный аппарат принуждения, физической силы… Приемы насилия менялись, но всегда, когда было государство, существовала в каждом обществе группа лиц, которые управляли, которые командовали, господствовали и для удержания власти имели в своих руках аппарат физического принуждения, аппарат насилия, того вооружения, которое соответствовало техническому уровню каждой эпохи» (из лекции В.И. Ленина «О государстве»).

В марте 1923 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР принял декрет о расширении сети коммунистических университетов и открытии пяти областных комуниверситетов (в Казани, Омске, Екатеринбурге, Ташкенте, Саратове – «для губерний и областей Поволжья и юго-восточного района»). Эти университеты присоединялись к центральным советским партийным школам и состояли в ведении Главного политико-просветительного комитета Народного комиссариата просвещения.
Совет народных комиссаров.pdf

К концу 1923 г. в стране действовали восемь комвузов, в которых обучались 5558 человек.

В ноябре 1922 г. в здании бывшей Второй женской гимназии на Первомайской улице, дом 75 (ранее ул. Царицынская), где еще недавно размещался штаб Юго-Восточного фронта, начал работу Саратовский областной коммунистический университет (СОКУ). Университет создавался как комбинат, собрав под единым началом студентов и курсантов губернской и уездной совпартшколы.

Протокол.pdf

Первым ректором Саратовского областного коммунистического университета был Р. И. Малецкий.  После отъезда в Москву его место занял Ф.М. Морозов, а с 1926 г. — Л.С. Амирагов.

В 1923 г. по инициативе студентов и преподавателей СОКУ университету было присвоено имя В.И. Ленина.

В задачи университета входила подготовка «коммунистически воспитанных и серьезно  образованных марксистов-коммунистов, а также партийных и советских работников, работников профдвижения, кооперативов, советских юристов, банковых деятелей, газетчиков, работников пропаганды и агитации».

На учебу направлялись партийные, комсомольские активисты, работники Советов Саратовской, Симбирской, Самарской, Царицынской, Астраханской, Пензенской, Тамбовской областей и области немцев Поволжья.

По социальному происхождению среди студентов первого набора преобладали  крестьяне  (58,1%) и рабочие  (30,6%). Членами и кандидатами в члены   РКП(б) были 65 %,  членами РКСМ ‑ 25% студентов. Опыт ответственной партийной или советской работы имели  57%  обучавшихся.  Почти половина студентов служила в рядах Красной армии  и участвовала в Гражданской войне.  Женщины в студенческой среде составляли 18,7%, из них  77% в возрасте от 17 до 25 лет.

Журнал «Вестник Саратовского Губкома РКП» отмечал: «Красное студенчество комуниверситета можно охарактеризовать как молодую по возрасту, в подавляющем большинстве партийную, рабоче-крестьянскую, испытанную в ответственной работе, на службе в Красной армии и в Гражданской войне революционную силу».

Для того, чтобы поступающие могли успешно сдать экзамены, были организованы подготовительные курсы по общеобразовательным предметам.  Экзамены проводились по русскому языку (устный и письменный), арифметике (устный и письменный), естествознанию, географии и обществоведению. По русскому языку требовалось умение «грамотно и складно» написать сочинение на предложенную тему и умение прочитать и связно пересказать предложенный текст; по арифметике – умение оперировать с  простыми и десятичными дробями. По естествознанию и географии – владение знанием самых  общих вопросов; по обществоведению – владение основами политэкономии в пределах книги А.А. Богданова «Введение в политическую экономию»,  а также знание программы партии на основе книги Н.И. Бухарина и Е.А. Преображенского «Азбука коммунизма» и брошюры А.С. Бубнова «Основные моменты в развитии коммунистической партии в России» (1921 г.).

«Задачей нашей партии является всемерное развитие нового, пролетарского демократизма. Мы должны стремиться к тому, чтобы в органах Советской власти работали по возможности самые широкие слои пролетариев и крестьянской бедноты. Товарищ Ленин… правильно писал, что наша задача состоит в том, чтобы даже каждую кухарку научить управлять государством. Конечно, это задача очень трудная и на пути ее осуществления лежит масса препятствий. Прежде всего, эти препятствия лежат в недостаточном культурном уровне масс. Задачей нашей партии является систематическое, шаг за шагом идущее вовлечение и этих слоев в общую государственную работу» (из «Азбуки коммунизма» Н.И. Бухарина и Е.А. Преображенского).

Занятия в Саратовском областном коммунистическом университете начались 14 декабря 1922 г. На первый курс пришли  160 человек, разделенные на четыре учебные и  подготовительную группы. В учебном процессе наряду с лекциями-беседами по общеобразовательным предметам большое внимание уделялось самостоятельной работе студентов в «шестерках» – малых группах, в которых повторялся пройденный материал, составлялись общие конспекты, готовились домашние задания.

По результатам первой сессии успешно сдали испытания в основных группах 90,5% студентов, не выдержали ‑ 4,5% (5% не сдавали сессию по уважительной причине).

В университетском отчете сообщалось: «Учебные курсы строились с практическим уклоном, для чего помимо лабораторных работ организовывались экскурсии на природу и на фабрично-заводские предприятия, по математике проведены практические измерительные работы в поле, по русскому языку проработаны в форме тезисов главнейшие материалы XII съезда РКП». В каникулярное время студенты отправлялись на промышленные предприятия или в деревню для партийной работы.

27 сентября 1924 г. опыт работы Саратовского Комвуза анализировался на заседании отдела агитации и пропаганды ЦК ВКП(б)

Задуманный трехлетний план обучения первого набора коммузовцев осуществить не удалось. В марте 1925 отел агитации и пропаганды ЦК РКП(б) согласился с  решением губкома РКП(б) и правления университета о досрочном выпуске третьего курса и направлении студентов на практическую работу.

Для преподавания приглашались ведущие специалисты саратовских вузов. Занятия по русскому языку вел лингвист А.Ф. Ефремов (впоследствии доктор филологических наук, профессор педагогического института), естествознание преподавал профессор В.В. Челинцев (основатель и бессменный заведующий кафедрой органической химии Саратовского госуниверситета, с 1933 г. – член-корреспондент АН СССР), математику — профессор В.В. Голубев (с 1934 г. – член-корреспондент АН СССР), историю – Г.Г. Кассандров (впоследствии  кандидат исторических наук, доцент педагогического института), политэкономию – П.С. Лебединский (впоследствии профессор).   Преподаватели участвовали и в научной работе, выступали с докладами на конференциях, семинарах.

В то же время преподавательских кадров катастрофически не хватало. В этих условиях комвуз выступил с инициативой открыть при университете институт научных сотрудников. Первый набор состоял из 16 человек, имевших высшее, незаконченное высшее или среднее образование, а также опыт пропагандистской работы. Их распределили по секциям: историческая, экономическая, право и диалектический материализм. Научное руководство осуществляли профессора Саратовского университета: по отечественной истории – П.Г. Любомиров, по всеобщей истории – В.А. Бутенко, по политэкономии – Шнейдер, по диалектическому материализму – И.П. Разумовский, по праву – М.П. Коваленков. Поскольку не все они были марксистами, то им в «помощь» прикреплялись преподаватели комвуза в качестве руководителей соответствующих предметных комиссий. Институт научных работников просуществовал до замены его аспирантурой в 1932 г. За время своего существования институт подготовил преподавателей практически для всех вузов города (П.К. Топилин, В.С. Ундревич, М.Н. Валов, Л.В. Ганжинский, Н.К. Мирошкина, А.Х. Клячко и др.), крупных ученых, получивших признание в стране (Р.С. Левина – впоследствии член-корреспондент АН СССР, И.И. Шелымагин, Ф.Х. Бахтеев, А.П. Гагарин и др.).

Коммунистический университет имел разветвленную систему студенческого самоуправления, во главе которой стояло бюро коллектива со своим президиумом.

Университет «содержится всецело на средства государства и, следовательно, самообслуживается самими студентами», — писал студент А. Елистратов в журнале «Студенческая мысль».

Пример: решения Бюро коллектива утвержденного исп. обяз. ректора

Пример: решение пленума Бюро коллектива с которым ректор не согласился

Внутренняя жизнь студенчества регулировалась административно-хозяйственным советом в составе председателя (секретаря университета), председателя ревизионной комиссии, административного старосты, представителя учебного старостата, представителя президиума ячейки РКП (б). Административный староста обеспечивал дисциплину и внутренний порядок, являясь связующим звеном между студентами и администрацией университета. Он избирался общим собранием на один месяц, свою работу вел через дежурных по общежитию, по аудиторному зданию, по столовой, по комнатам, по кладовой и т.п. В его обязанности входили наличный учет состава студентов, организация общих работ по общежитию и университету, контроль за сохранностью имущества, наблюдение за порядком.

Для рассмотрения нарушений и конфликтов, как индивидуальных, так и коллективных, действовал товарищеский суд. Он состоял из представителей административно-хозяйственного совета, члена президиума ячейки РКП (б) и представителя, избранного от студенчества. Заседания суда в зависимости от характера дела были открытыми или закрытыми. Могли быть назначены защитники и обвинители. Постановления суда утверждались ректором или правлением университета.

 

Контрольно-хозяйственная комиссия выбиралась общим собранием университета на трехмесячный срок, к ее ведению относилась работа по улучшению условий жизни студентов. Совместно с заведующим столовой комиссия составляла меню обедов, следила за выдачей продуктов со склада, обследовала степень нуждаемости студентов в обмундировании и распределяла получаемые централизованно вещи, наблюдала за финансовыми расходами университета.

Санитарная тройка избиралась общим собранием студентов. Ей вменялся в обязанности наблюдение за больными студентами, за чистотой в общежитии, сменой и стиркой белья, вопросы, устройством душа и посещением бани.

Касса взаимопомощи формировалась из средств комуниверситета, разовых перечислений губкома РКП (б) и процентных отчислений студентов. Ссуды выдавались с возвратом и безвозмездно, в зависимости от степени нуждаемости студентов.

Периодически создавались специальные комиссии: жилищная – по обеспечению студентов общежитием или комнатами вне университета, Совет яслей и т. п.

Существовал и студенческий профсоюз, главным образом занимавшийся совместно с Правлением культурно-просветительской деятельностью.

Фактически студент оказывался под пристальным контролем администрации и органов самоуправления.

Продолжением учебного процесса была кружковая деятельность. В состав университетского клуба входили кружки: антирелигиозный, общественно-исторический, литературный, драматический, хоровой, изобразительных искусств и др.

В 1923 – 24 учебном году в литературном кружке заслушивались рефераты «История пролетарской поэзии», «Творчество Алексея Гастева», «Творчество Петра Орешина», «Крестьянская поэзия», обсуждались литературные произведения членов кружка «9 января», «Утро студента», «Родное село», «Ночь на Волге», «Люблю». Драматический кружок поставил «2 революционные пьесы и 15 номеров декламации». Великорусский струнный оркестр исполнял революционные и народные музыкальные пьесы на университетских мероприятиях. Кружком ИЗО руководил художник профессор Ф.В. Белоусов, которым  «проведен целый ряд содержательных бесед по технике рисования, методах наблюдения природы, характере и соотношении цветов и др.». В кружке физкультуры тренировалось «вольное движение, пластика, ритм», что демонстрировалось  в выступлениях на пролетарских праздниках.

В комуниверситете активно работала редколлегия, выпускавшая двухнедельную газету «Резервы марксизма». Органом губернской совпартшколы стала газета «Резервы ленинизма».

С конца 1920-х годов комвуз  стал называться Нижне-Волжским (Саратовским) коммунистическим университетом имени В.И. Ленина. Его деятельность значительно расширилась. Обучение велось на партийном, советском, профсоюзном, пропагандистском отделениях. Работали отделения для подготовки национальных кадров: украинское, калмыцкое, казахское, татарское. Существовал дневной, вечерний, заочный  и воскресный коммунистический университет.

На партийном отделении комвузов готовили руководящие кадры для партийной работы в сельских районах,  совхозах, колхозах, на МТС и крупных заводах и фабриках; на советском отделении – руководящих работников окрисполкомов, райисполкомов сельсоветов; на пропагандистском отделении – пропагандистов и преподавателей общественно-политических дисциплин для всех звеньев партпросвещения, в том числе преподавателей для совпартшкол. На всех отделениях был установлен трехлетний срок обучения.

Вопрос о соотношении партийно-политического и хозяйственно-управленческого компонента в структуре учебных занятий комуниверситетов не терял своей актуальности. С началом так называемой «реконструкции народного хозяйства» заявила о себе проблема повышения качества подготовки специалистов, уровня их профессиональной подготовки, наличия специальных теоретических и практических навыков для организации и управления хозяйственной жизнью.

В 1928 г. по инициативе комвуза в Нижне-Волжском крае началось движение против безграмотности и бескультурья,  получившее название «культпоход».


К началу первой пятилетки в Саратове (по переписи 1928 г.) проживало 223 044 чел., среди них грамотных было – 124 230 чел., (55,7%), малограмотных ‑ 30 785 (13,8%) и 67 969 (30,5%) ‑ неграмотных

На партийном собрании Саратовского комуниверситета было отмечено, что постановка вопроса о ликвидации безграмотности чрезвычайно  важна, так как  это есть основное звено культурной революции, ключ ко всей культуре. Но краткие кампании не помогут решить эту проблему. По предложению ректора университета Г.И. Бройдо собрание приняло решение объявить всех студентов, и особенно коммунистов, мобилизованными на ликвидацию неграмотности и обратиться ко всем общественным организациям и населению Саратова с призывом начать поход за сплошную грамотность. Всю работу предлагалось вести на общественных началах, силами и средствами самого населения.

Идея не сразу встретила понимание и поддержку.

Тем не менее, 23 августа1928 г. бюро Саратовского окружкома партии постановило: «Одобрить предложение комвуза и считать задачу выполнимой при условии огромного организационного напряжения»

Возглавила работу специально созданная Особая комиссия по ликвидации неграмотности и малограмотности, в которую вошли представители партийных, профсоюзных, общественных организаций, вузов и техникумов, предприятий города. Возглавил комиссию Г.И. Бройдо.

Учебный год в системе ликбеза планировалось начать с октября 1928. Предстояла значительная организационная работа

Как вспоминал зав. учебной частью комвуза Г.Г. Кассандров: «Это был какой-то единый порыв энергии многих и многих людей… Все с энтузиазмом взялись за это дело».

Студенты комвуза все записались в культармию.

Работа началась с переписи. Регистраторы отправились в  ночлежки, обошли строения на окраинах города, где ютились беспризорные, нищие, бездомные. Культармейцы пытались привлечь их в школы, а через них – к новой жизни. Первый набор в школы состоял из самых сознательных неграмотных, которые пришли в школы добровольно. В октябре1928 г. в Саратове обучалось 10 000 взрослых.

Саратовский опыт привлек к себе внимание всей страны и был рекомендован для распространения.

8 сентября1928 г.  в саратовских театрах состоялись торжества, посвященные началу нового учебного года.

Участники культпохода подписывали следующее заявление «Я, нижеподписавшийся, выражаю свое согласие вступить в отряд ликвидаторов неграмотности и малограмотности  в городе Саратове, зная, что это морально обязывает меня уделять на работу в школе в качестве преподавателя 6 часов в неделю – 3 раза по 2 чса в день с 1 октября1928 г. по 1 мая1929 г.»

Студент комвуза А.В. Мочалов вспоминал: «Каждый вечер мы были заняты. Днем в аудиториях сами учились, а вечерами шли к себе на участок или в район, где работали в ликбезе. К занятиям готовились только ночью. За столом над книгами засыпали. Часа по 2-3 бывало только и спали…»

Для обучения чтению использовались специальные буквари, имевшие характерные названия «Долой неграмотность», «Букварь рабочего» и др. Кроме чтения и письма в школах грамоты давали начальные знания по арифметике. В школах повышенного типа проводились уроки по литературе, географии, химии, физике, что сближало их с программой средней школы.

По образцу ликбеза строились и другие звенья культпохода. Например, дошкольный поход. Г.П. Гусев, бывший студент, работавший участковым организатором в Волжском районе, вспоминал, что ему пришлось сразу заниматься вопросам, с кем оставить детей матерям, посещающим занятия. Коммунисты в помещении комвуза организовали детскую комнату, где матери оставляли детей на время занятий под присмотром студентов.

Инициатива саратовцев была подхвачена по всей стране. Приветственное письмо инициаторам движения – студентам и преподавателям комвуза направила заместитель наркома просвещения РСФСР Н.К. Крупская

Поставленная задача была успешно решена. Саратов стали называть не только столицей степного края, но и столицей культурной революции

(По материалам: Терентьева Л.А. Культпоход по Нижней Волге. Саратов, 1967)

В мае 1931 г. был организован массовый выезд на пароходе в Калмыкию. Шестьсот студентов, преподавателей, врачей отправились в республику для ликвидации неграмотности, политического просвещения, борьбы с инфекционными заболеваниями.

Студенты комвуза принимали участие во всех партийно-политических кампаниях своего времени. Начинавшаяся коллективизация, борьба с «кулацким саботажем хлебозаготовок», «ликвидация кулачества как класса» требовали активных проводников курса ВКП (б). Большие группы студентов откомандировывались с учебы в распоряжение местных партийных органов на длительное время. Целые выпуски направлялись в деревню, в самое пекло борьбы с крестьянами-единоличниками, не желавшими терять свой достаток ради призрачных идей социализма. Вместе со студентами отправлялись и преподаватели.

 

Об этой непростой эпохе свидетельствуют студенческие отчеты о практике.

Опыт комуниверситетов казался положительным, в 1930 г. в стране действовали 40 комвузов, в которых училась 21 тысяча человек.

 

О.Ю. Абакумов, доцент, канд. ист. наук