Музей

 

В начале 1970-х годов вновь приобрел актуальное звучание вопрос о качестве государственного и партийного руководства, об использовании современных методов управления и организации производства.

В резолюции XXIV съезда КПСС (март – апрель 1971 г.) было записано: «Партия придает первостепенное значение тому, чтобы все участки партийной, государственной, хозяйственной, культурно-воспитательной и общественной работы возглавляли политически зрелые, знающие дело, способные организаторы». В докладе о 50-летии СССР Л.И. Брежнев указывал на необходимость «перенести упор на интенсивные методы ведения хозяйства, обеспечив тем самым серьезное повышение эффективности экономики».

В 1972 г. ЦК КПСС принял решение об открытии 14 высших партийных школ (в том числе двух в Поволжье). В директивных документах партии указывалось, что важнейшим предметом в высшем партийном учебном заведении должно быть партийное строительство, в то же время необходимо глубоко изучать вопросы экономики, передового опыта промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, планирования народного хозяйства, научные основы управления.

Накануне открытия Саратовской межобластной высшей партийной школы (31 августа 1973 г.), выступая на торжественном заседании, посвященном этому событию, первый секретарь Саратовского обкома КПСС А.И. Шибаев отметил: «Мы должны так воспитывать кадры, чтобы на любом участке, куда бы коммунист ни был послан, он должен всегда помнить, что уважение, доверие, любовь к нему будут сопутствовать в том случае, если он будет работать энергично. Без устали, с чувством большой ответственности и сознания своего долга перед партией и перед Родиной».

 

1 сентября 1973 г. начались занятия в Саратовской межобластной высшей партийной школе на двух- (для слушателей с высшим образованием) и четырехгодичном (для слушателей со средним образованием) отделениях по подготовке руководящих партийно-советских кадров для восьми регионов Среднего и Нижнего Поволжья (Саратовской, Ульяновской, Пензенской, Астраханской, Куйбышевской, Волгоградской областей, Татарской и Калмыцкой АССР). Кроме очного отделения при школе работали заочные трехгодичное и пятигодичное отделения, отделение заочной Высшей партийной школы при ЦК КПСС, а также межобластные курсы по переподготовке руководящих кадров и областные курсы партийно-советских работников. В 1980-е годы в Саратове и Волгограде действовали вечерние трехгодичные отделения.

Слушатели, направленные на учебу областными комитетами партии, проходили собеседование и сдавали вступительные экзамены. Среди них были ответственные работники горкомов и райкомов партии, секретари парткомов, руководящие советские, комсомольские, газетные работники.

В год первого набора слушателей на двухгодичное отделение поступил 41 человек на четырехгодичное – 77 человек. На 1 сентября 1973 г. в школе числились 3 профессора и 13 доцентов, большая часть преподавателей были совместителями. Но уже в первый год работы школы открылись 5 кафедр: истории КПСС и партийного строительства, философии и научного коммунизма, политической экономии, исторических наук, экономики и управления народным хозяйством. Учебный процесс осуществлялся под руководством совета школы, состав которого утверждался секретариатом Саратовского обкома КПСС. В состав совета входили ответственные работники обкома партии, представители кафедр и подразделений школы.

Слушатели школы в первую очередь изучали основы марксистско-ленинской теории и практики: историю КПСС, политическую экономию, диалектический и исторический материализм, научный коммунизм, партийное строительство, международное коммунистическое и рабочее движение, а также основы государства и права, экономику и организацию промышленного и сельскохозяйственного производства.

В 1980-е годы учебный процесс в школе вели 10 кафедр. При каждой кафедре работал учебно-методический кабинет. Библиотека школы насчитывала более 180 тыс. экземпляров книг. В конце 1980-х годов руководители ВПШ (ректор и проректоры) избирались и утверждались ЦК КПСС по представлению Саратовского обкома КПСС. Коллегиальные вопросы организации учебной, научно-исследовательской и других видов деятельности решали ученый совет, ректорат и научно-методический совет.

Учебный план предусматривал занятия на передовых предприятиях, в колхозах и совхозах, в вычислительных центрах и научно-исследовательских институтах, с тем чтобы научить слушателей применять на практике современные методы управления народным хозяйством.

Все слушатели обязывались участвовать в общественной работе. В ВПШ действовали научное общество, лекторская группа общества «Знание», «Школа этикета», была развита художественная самодеятельность, проводились спортивные соревнования и дни здоровья.

Первые выпускники двухгодичной школы, получившие дипломы с отличием (А.Ф. Агеечев, В.И. Бондарев, А.П. Бирюков, В.С. Жбанов, С.Д. Мартынцев, В.М. Маркочева, Г.А. Мечитов, Ю.А. Матяшин, В.Г. Слепов) были занесены в Книгу почета Саратовской межобластной ВПШ.

К 1988 г. партийно-политическое образование  получили более двух тысяч человек. Каждую пятилетку 25 тыс. человек проходили переподготовку на факультете и курсах повышения квалификации руководящих кадров. Саратовская ВПШ вела подготовку кадров для Азербайджана, Грузии, Киргизии, Туркмении, Узбекистана.