Музей

 

Новые задачи партийной и государственной работы, стоявшие перед партией после войны, обусловили перестройку системы партийных учебных заведений. В постановлении ЦК ВКП (б) от 2 августа 1946 г. «О подготовке и переподготовке руководящих партийных и советских работников» указывались главные проблемы в системе подготовки управленческих кадров: «В деле подготовки партийных и советских работников нет должной системы и порядка. Имеет место погоня за количеством различных партийных школ и курсов в ущерб качеству подготовки партийных кадров. Учебные планы партийных школ при обкомах, крайкомах, ЦК компартий союзных республик перегружены большим количеством предметов, слушатели не имеют времени для самостоятельной работы по изучению марксистско-ленинской теории. Комплектование школ и курсов нередко носит случайный характер. В партийные школы, призванные готовить руководящие партийные кадры, нередко принимаются люди, не имеющие опыта партийной работы и недостаточно зрелые в партийном отношении или не оправдавшие себя на практической работе. В результате указанных крупных недостатков в работе партийных школ значительная часть выпускаемых ими кадров оказывается мало подготовленной для руководящей работы в партийных организациях».

Особенно серьезной критике подвергалась система переподготовки и повышения квалификации руководящих работников: «Плохо организовано дело переподготовки руководящих партийных и советских кадров. Многие партийные и советские работники перестали систематически работать над повышением своего идейно-теоретического уровня и в течение последних лет не вызывались на курсы переподготовки. Отсутствует порядок, при котором руководящие партийные и советские работники через известный промежуток времени должны проходить переподготовку».

 Для изменения сложившейся ситуации ЦК ВКП (б) принял решение об открытии при обкомах, крайкомах ВКП (б) и ЦК компартий союзных республик областных, краевых и республиканских партийных школ с двухгодичным сроком обучения для подготовки руководящих партийных и советских работников для района и села. В составе школ создавались факультеты: партийный и советский. На партийном факультете работали отделения: организационно-партийных работников, пропагандистских работников, руководящих комсомольских работников. В постановлении ЦК ВКП (б) Саратов, крупный культурный центр Нижнего Поволжья, был назван в числе городов, где партийные школы должны открыться в первую очередь. Это постановление положило начало единой системе партийного образования для всех руководящих работников снизу доверху.

 Поступающие в партийные школы проходили испытания по Конституции СССР, русскому языку и географии в объеме средней школы и по истории ВКП(б) (по «Краткому курсу истории ВКП(б)»).

При этом высокие баллы на экзаменах были не обязательны. Директор партшколы Т.А. Князева, характеризуя набор слушателей 1948-1949 учебного года, отмечала: «Состав по опыту работы более зрелый, чем в прошлом году. Слушатели не все имеют среднее образование. С незаконченным средним и низшим образованием зачислены главным образом секретари райкомов и председатели райисполкомов. Приняты с неудовлетворительными оценками по русскому языку 22 чел., по географии 5 чел.»

В учебный план двухгодичных партийных школ вводились следующие предметы: история ВКП(б), история СССР, всеобщая история, политическая экономия, диалектический и исторический материализм, логика, международные отношения и внешняя политика СССР, экономическая и политическая география СССР и зарубежных государств, русский язык и литература, основы советской экономики и практика руководства отраслями народного хозяйства, партийное строительство (на партийном факультете), государственное право и советское строительство (на советском факультете), журналистика (на отделениях газетных работников). С 1953 г. в них устанавливался трехлетний срок обучения.

На первом курсе Саратовской областной партийной школы в 1946 г. обучалось 194 человека. Из них 98 до поступления в школу работали в аппаратах горкомов и райкомов ВКП (б) и ВЛКСМ, а также в городских и районных Советах депутатов трудящихся. Более 70% слушателей имели высшее, незаконченное высшее и среднее образование. Среди них были участники Великой Отечественной войны, Герои Советского Союза А.И. Фадеев, И.Е. Наумов, С.И. Сафронов и другие демобилизованные офицеры-политработники.  В июле 1948 г., на торжественном заседании, посвященном первому выпуску слушателей школы, ее директор Т.А. Князева вспоминала о том, как учились слушатели: «Кроме 4-6 часов ежедневных лекций, товарищи отдавали по 6-8 часов в сутки самостоятельной работе над книгой. Слушатели и преподаватели активно участвовали в общественной жизни. Большинство слушателей принимало участие в подготовке и проведении выборов в местные Советы в качестве агитаторов, председателей и членов избирательных комиссий. Слушатели оказывали помощь партийным и советским органам Саратова, выполняя их поручения. Партийные группы повседневно контролировали, как учится каждый коммунист. Партийная организация привлекала слушателей на факультативные лекции о международном положении, о моральном облике большевика и т.п.»

На учебно-методической конференции Саратовской областной партийной школы в сентябре 1947 г. была отмечена особая роль преподавателя в партийном учебном заведении: «Преподаватели партийной школы это не обычные преподаватели, а партийные работники, воспитатели кадров руководящих партийных и советских работников. Задача преподавателей заключается в том, чтобы воспитывать у слушателей большевистские качества, безграничную преданность делу рабочего класса, делу Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина, непримиримую ненависть к врагам партии, к врагам народа, советский патриотизм, дисциплинированность, честность, правдивость, любовь к народу, к массам, большевистскую принципиальность, простоту, скромность, коммунистическое отношение к общественной собственности, к труду. Преподаватели должны воспитывать у слушателей веру в свои силы, воспитывать так, чтобы они не боялись трудностей, воспитывать в духе смелого развертывания большевистской критики и самокритики».

Не практические управленческие и хозяйственные навыки, а идеологический догматизм, политическая преданность авторитарному режиму и камертональность функционера, самоотверженно претворяющего партийные указания в жизнь были насаждаемой целью обучения. Все идеологические кампании послевоенного сталинского времени отразились и в деятельности Саратовской партшколы: боролись с доморощенными «безродными космополитами», которые «оскверняли самые лучшие произведения советских писателей, преклоняясь перед Западом»; осуждали оперу В. Мурадели «Великая дружба», «вскрывая допущенные ошибки композитором и вредность этой оперы для советского народа»; обнаружили «ненаучность» и «формалистичность» в первом выпуске собственных Ученых записок.

Вопросы, связанные с деятельностью областной партийной школы обсуждались на II пленуме Саратовского обкома КПСС (1953 г.) Прозвучавшие критические замечания касались, главным образом, способов раскрытия «творческого потенциала марксизма-ленинизма».

Областная партийная газета «Коммунист» конкретизировала новые задачи: «В лекциях, на семинарах и классных занятиях преподаватели призваны ярко показывать преимущества социалистического строя перед капиталистическим, разъяснять слушателям коренную противоположность советской и буржуазной идеологии, разоблачать современные идеалистические, расистские и всякие иные реакционные теории в области общественных и естественных наук». Апология советского опыта надолго стала определяющим мотивом идеологической пропаганды и партийного образования. Другая проблема сформировавшейся образовательной системы заметна в стремлении искать ответы на вопросы повседневной хозяйственной и общественной жизни не в анализе проблем современности, а в марксистских догмах прошлого. Показательно, что на государственных экзаменах в 1953 г. комиссия признала «слабое знание отдельными слушателями произведения К. Маркса «Капитал» и некоторых проблем и категорий политэкономии».

Вручение дипломов слушателям областной партийной школы. Выступает директор школы Т.А. Князева. 1946 г. Кадры кинохроники. 

В стенах школы выступали с докладами, читали лекции секретари обкома партии А.И. Шибаев, П.Т. Комаров, Г.А. Борков, Н.И. Гусев, В.И. Киселев, М.Д. Стукова, В.М. Черных и другие ответственные партийные работники, ученые, секретари райкомов и горкомов партии, передовики производства, Герои Социалистического Труда.

Встреча с делегатом XXII съезда КПСС (1961 г.) Кадры кинохроники.

 

 Целенаправленная постановка учебной и воспитательной работы в партийной школе вырабатывала у слушателей качества, необходимые для руководящих работников. Дирекция школы, партийный комитет, актив обращали внимание на стиль работы партийных групп, отслеживали настроения в среде обучающихся, собирали информацию о передовом опыте партийной работы в Саратове и области и распространяли его среди коммунистов школы.

За послевоенное десятилетие Саратовскую двухгодичную областную партийную школу окончили 1324 человека. Кроме того, при партийной школе работали шестимесячные, с августа 1947 г. девятимесячные курсы переподготовки партийных и советских работников. С 1948 по 1954 г. эти курсы окончили 355 человек.

 

Задачи по дальнейшему подъему народного хозяйства требовали улучшения подготовки партийных и советских работников. Наряду со знанием марксистско-ленинской теории требовалось умение разбираться в вопросах конкретной экономики.

 

В связи с этим был увеличен срок обучения с двух до трех лет. С 1953/54 учебного года Саратовская областная двухгодичная школа была реорганизована в трехгодичную. Изменение профиля и задач партшколы привело к изменению состава слушателей. В ней стало меньше работников аппарата обкома, секретарей горкомов и райкомов партии. В партийной школе преобладали работники среднего звена: инструкторы, пропагандисты, заведующие партийными кабинетами горкомов и райкомов партии, секретари первичных партийных организаций, заместители директоров МТС по политчасти, работники политшкол, комсомольские активисты.

 В июне 1956 г. ЦК КПСС принял постановление «О мерах по дальнейшему улучшению подготовки руководящих партийных и советских кадров». По мнению ЦК КПСС, практическая работа партийных школ, сосредотачивалась на теоретической подготовке кадров в области общественных, главным образом исторических, наук, не давая слушателям необходимых знаний по вопросам техники, экономики промышленности и сельского хозяйства.

ЦК КПСС признал необходимым создать на базе трехгодичных партийных школ в тридцати крупных городах страны высшие партийные школы с четырехлетним сроком обучения. Был утвержден учебный план высших партийных школ, в котором большое внимание уделялось изучению техники и экономики промышленности и сельского хозяйства.

«Высшие партийные школы дают слушателям наряду с высшим марксистским образованием знания по технике, технологии и экономике промышленного и сельскохозяйственного производства примерно в объеме экономического вуза», — писал журнал «Вопросы истории КПСС».

 На базе наиболее крупных трехгодичных школ создавались межобластные и межреспубликанские четырехгодичные партийные школы, рассчитанные главным образом на подготовку районных партийных и советских работников.

С 1956/57 учебного года Саратовская школа перешла на четырехлетний период обучения с ежегодным набором 100 человек. Она готовила кадры (и обеспечивала переподготовку руководящих кадров) Саратовской, Ульяновской, Пензенской, Тамбовской, Астраханской, Куйбышевской, Волгоградской, Оренбургской областей, Дагестанской, Кабардино-Балкарской, Чечено-Ингушской и Калмыцкой АССР.

В это время наряду с ранее созданными кафедрами истории КПСС, политической экономии, диалектического и исторического материализма, исторических наук появляются новые кафедры, специализирующиеся на вопросах реальной экономики: советской экономики, сельского хозяйства, промышленного производства. Позже была создана кафедра партийного и советского строительства. За время работы четырехлетнюю партийную школу окончили 590 человек (в том числе 290 – руководящих работников Саратовской области). Руководство школы стремилось обеспечить высокий уровень преподавания: 7 преподавателей защитили кандидатские диссертации (В.И. Горцев, И.И. Бабиков, С.А. Соколов, А.Г. Бодров, С.А. Лыгин, В.А. Крупнов, Е.И. Матюнина), 9 преподавателям присвоено ученое звание доцента (И.В. Крутову, И.В. Окулову, В.И. Горцеву, И.И. Бабикову, С.А. Соколову, К.П. Полякову, У.Г. Балабанову, Н.А. Ломакину, И.С. Терехову). Силами преподавателей школы были опубликованы 129 печатных работ (в том числе 2 монографии, 14 брошюр, 6 сборников статей и документов).

В 1962 г. партийная школа была закрыта, оставшиеся слушатели переведены в партийные учебные заведения других городов.

О.Ю. Абакумов, канд. ист. наук, доцент